Новации в ОСАГО с 1 марта: ГИБДД и СГ "Адмирал" информируют ростовских автовладельцев
Пресс-конференция начальника ГИБДД по РО полковника Александра Коверзина с участием представителей страховой общественности прошла в Ростове-на-Дону 24 февраля.
Она стала первой и пока единственной на Юге России по теме предстоящих новаций в ОСАГО: прямому возмещению убытков (ПВУ) и упрощенному оформлению дорожно-транспортных происшествий. В пресс-конференции приняли участие руководитель ГИБДД, Генеральный директор ООО "Страховая группа "Адмирал" Алла Киселева, руководитель инспекции страхнадзора по ЮФО Людмила Сенькина, руководитель представительства Российского союза автостраховщиков (РСА) по ЮФО Инна Чепурная, член президиума Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Юрий Колесников.
С 1 марта вступают в силу очередные изменения в закон об ОСАГО, предусматривающие прямое возмещение убытков и введение упрощенной системы урегулирования ДТП. Новые правила игры для автомобилистов и страховщиков имеют свои плюсы и минусы. Эксперты-страховщики советуют при малейшем сомнении в размере ущерба и своих знаниях правил регистрации обстоятельств ДТП обращаться к ГИБДД.
Согласно поправкам к Закону "Об ОСАГО", система прямого возмещения убытков (ПВУ) вводится с 1 марта 2009 г. Для реализации этой нормы закона страховые компании-члены РСА должны будут стать участниками соглашения о прямом возмещении убытков. Неприсоединение к соглашению является основанием для исключения страховщика из РСА. В системе ПВУ потерпевший в аварии сможет обратиться за выплатой по ОСАГО к своему страховщику, а не к страховщику виновника ДТП.
"Правила прямого возмещения убытков (ПВУ) по ОСАГО, разработанные Российским союзом автостраховщиков (РСА) и вступающие в силу с 1 марта до конца ещё не продуманы. Но страховщики ОСАГО делают всё, чтобы добросовестному и просвещённому, знающему свои права и обязанности клиенту было удобно", - высказала мнение руководитель представительства РСА по ЮФО Инна Чепурная.
Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. В частности, ущерб автомобилистам, попавшим в ДТП с участием более чем двух автомобилей, повлекшее травмы или смерть, будут защищены традиционным урегулированием (расходы по возмещению убытков берёт на себя страховая компания виновника).
Таким образом, пояснила руководитель инспекции страхнадзора по ЮФО Людмила Сенькина, нововведения вступают в силу "только в том случае, если в ДТП участвовало не более двух машин, и не причинён вред здоровью водителей и пассажиров".
Как пояснила генеральный директор ООО СГ "Адмирал" Алла Киселёва, с марта, клиент компании, пострадавший в ДТП от клиента другого страховщика, получает право обратиться за возмещением убытка в свою компанию. Вместе с тем, его право обратиться в компанию виновника по традиционному урегулированию остаётся в силе.
Причем, обращает внимание Киселева, "нововведение распространяется только на полисы, приобретённые с 1 марта 2009 г. Кроме того, ПВУ коснётся только тех ДТП, которые произошли после этой даты".
По словам генерального директора СГ "Адмирал", проанализировав новые правила ПВУ, "мы поняли, что нам, будучи крупным региональным игроком, будет трудно работать по ПВУ с маленькими компаниями". Новые правила предусматривают, что взаимоотношения по ПВУ могут происходить только между главными офисами компаний, а в Ростове - более 50 страховщиков ОСАГО имеют только филиал. "Представьте себе ситуацию, когда ДТП произошло на юге по вине клиента компании, зарегистрированной на крайнем севере. Тогда документы по ДТП, произошедшем в Ростове-на-Дону, отсылаются на крайний север и там изучаются для принятия решения - признать или не-признать ДТП. Нельзя забывать и о том, что уже в настоящее время 10 -15 % выплат ОСАГО производится по случаям, имеющим те или иные элементы страхового мошенничества", - поделилась данными гендиректор "Адмирала".
Поэтому страховщики ожидают, что после введения ПВУ уровень мошенничества значительно вырастет. Это скажется на платежеспособности страховых компаний, ведь деньги честных страхователей уйдут мошенникам. Особенно трудно будет тому, у кого нет опыта борьбы с мошенниками. Это, в основном, малые компании, где безопасность стоит не на первом месте среди приоритетов, полисы распространяются агентами по всей стране, а центры урегулирования убытков сосредоточены в других регионах. Встречаются и случаи, когда агенты продают полисы компаний, уже лишённых лицензии.
Алла Киселёва привела статистику, согласно которой в Ростовской области более 50% договоров по ОСАГО заключают всего 5 компаний из 70, работающих в этом виде страхования. Все эти компании - крупные и, как правило, имеющие в Ростове головной офис или центры урегулирования убытков.
- Согласно данным ФССН, в Ростовской области, где зарегистрировано несколько миллионов транспортных средств, десять компаний-лидеров по ОСАГО делают более 80% сборов страховой премии. Наверное, именно эти компании можно считать подготовленными к вступлению в ПВУ, именно они больше всего заинтересованы в сохранении стабильности на региональном рынке . добавила Алла Киселёва.
Страховщики советуют с 1 марта с особым вниманием относиться к выбору компании-страховщика ОСАГО. Тот ущерб, который раньше был исключительно заботой компании виновника ДТП, сегодня становится зоной ответственности компании, в который был приобретен полис. Какой бы маленькой она ни была, отвечать по убытку придётся именно ей. А чем меньшую долю компания занимает на рынке региона, тем меньше у неё шансов удержаться на плаву в условиях кризиса.
Впрочем, "у клиента остаётся возможность заявить о ДТП сразу и в компанию виновника и в свою страховую компанию, в надежде, что в одной из них выплата произойдёт быстрее", - добавил Член президиума Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Юрий Колесников. По его мнению, страховщики усматривают возможные проблемы в связи с ещё тремя особенностями ПВУ: сложностью оценки ущерба (не имея документов от ГИБДД, водителю сложно будет доказать адекватность стоимости ущерба, полученного в результате ДТП); сложностью в определении виновности между сторонами; сложностью в самостоятельном оформлении извещения о ДТП. Также в случае применения упрощенной системы урегулирования ДТП без участия ГИБДД у потерпевшего могут возникнуть проблемы, например, при судебном разбирательстве или при дальнейшем рассмотрении страхового случая, поскольку после обращения к страховщику у пострадавшего не останется на руках никаких документов.
Как в свою очередь на пресс-конференции заметил глава ГИБДД Ростовской области полковник Александр Коверзин, в ближайшее время, пока новая система урегулирования убытков по ОСАГО только начинает внедряться, не стоит игнорировать органы ГИБДД. "Следует обращаться в ГИБДД при малейшем сомнении в размере ущерба и своих знаниях правил регистрации обстоятельств ДТП, правил возмещения ущерба" - посоветовал Александр Коверзин.
Однако все участники пресс-конференции согласились, что позитивной стороной введения новшеств станет то, что клиенты по ОСАГО, научившиеся работать со страховщиками, ГИБДД и, прежде всего, тщательно изучающие все изменения страхового законодательства, при возникновении страхового случая смогут остаться в выигрыше.